Автор статьи: Юрий Меркеев (писатель, публицист)
— Ну, мама! — дети наши, как лесовики, их можно куда угодно пустить, не заблудятся. (Василий Розанов «Опавшие листья»)
В анонсе к сказкам написано, что они создавались Светланой в соавторстве с сыном. Наверное, поэтому в них ощущается особенный аромат материнской и детской нежности. Сказки написаны тем легким и простым языком, на который в воображении почти сразу накладывается мультипликация. Чудесные иллюстрации Елизаветы Борисовой дополняют волшебный эффект присутствия в некой фантастической стране мультяшной нежности. Думаю, что именно соавторство с сыном делает язык повествования универсальным – понятным маленькому человеку любой национальности, страны, семьи, церкви, детского садика. Понятны они и взрослым, ибо, как не вспомнить знаменитое изречение «нарнийского пророка» Клайва Льюиса: «Когда-нибудь мы станем достаточно взрослыми, чтобы снова начать читать сказки».
Когда я был еще достаточно маленьким, чтобы читать и понимать сказки, мне попалась одна восточная история, которая врезалась в память и лишь недавно приобрела особенный сакральный смысл. В притче говорилось о каких-то друзьях, которые отправились в долгое путешествие, чтобы увидеть великолепный Алмазный Дворец (теперь я понимаю, что речь шла о Небесной Обители). Дворец сиял на вершине горы и казался не дальше протянутой руки, но путники шли очень долго, а Дворец то удалялся, то вовсе исчезал, то покрывался густым желтым туманом. И происходило это отдаление Дворца в те минуты, когда друзья ссорились, совершали эгоистические поступки, не помогали путникам, которые нуждались в их помощи. Когда дети становились лучше, раскаивались и помогали другим, Дворец проявлялся с особой силой и становился для них Путеводной Звездой – напрашивается аналогия с волхвами, которые шли восславить Рождество Христа.
Подобное есть и в знаменитых «Нарнийских хрониках» — самая младшая из друзей Люси благодаря чистому детскому сердцу увидела в лесу Аслана, другие сочли Люси «фантазеркой».
Похожее паломничество предприняли друзья из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного Города» Элли, Страшила, Лев и Железный Дровосек.
Однако вернемся в страну мультяшной нежности Светланы Добычиной.
Мне совершенно очевидным стал сакральный смысл путешествия многочисленных героев – забавных Домиков, трогательных Мишек, Пчел, Цветочков, Солнышек, Тучек, Мышек, — все приключения по замыслу автора должны нежно указать им на пользу Добрых Дел.
Светлана по-матерински любвеобильно и педагогически тонко направляет созданных героев по пути Добра. Причем насколько утонченно это происходит, можно судить читателю. Утонченно и оригинально.
«Стояла прекрасная погода, тропинка петляла сквозь огромные деревья и высокие кустики черники. Друзья весело смеялись. Солнышко играло с ними в прятки. Вдруг за поворотом им встретился грустный Зайчик.
Солнышко нахмурилось и спросило: «Что случилось?» А Зайчик, роняя слезы, рассказал, как плохо растет морковка и он боится, что не соберет урожай и зимой будет голодно.
— Почему? — искренне удивились друзья.
— Потому что Тучка крепко заснула и забыла, что пора поливать морковку, — сквозь слезы сказал Зайчик. Теперь, когда он встретил своих друзей, слезы полились еще сильнее.
Солнышко густо покраснело. Еще все обитатели волшебной страны помнили, как долгой и холодной зимой ждали, когда Солнышко проснется, и немножко боялись, что этот сон может затянуться на долгие годы. И только Ежик знал, что Солнышко обязательно проснется и нужно подготовить сушеные яблоки и успеть принести их, сквозь метель, к дому Мишки. Над ним посмеивались недоверчивые жители волшебной страны. Но уверенность Ежика постепенно передалась всем, и они начали верить, что Солнышко обязательно проснется. А тут сладко заснула Тучка-мечтательница. В прошлый раз, когда она задумалась, то случайно превратила аккуратную полянку в хлюпающее болото, вынудив Домик Номер Шесть идти на поиски Волшебного холма».
Понятно, что после такой трогательной сцены Солнышко-Засоня и Ленивая Тучка должны срочно исправиться и сотворить Доброе Дело, чтобы всем жителям страны мультяшной нежности стало хорошо и счастливо, чтобы «благими намерениями дорога приводила в рай, а не ад». И это у автора получается.
Таких примеров в сказках Светланы множество. Умилительно-трогательным мне показался эпизод про Мишку и пчелок.
« Мишка был очень печальный, потому что на него обиделись пчелы!
А нет ничего печальнее, чем сердитые пчелы, которые не дают такой вкусный мед, а только грозно жужжат.
— Почему на тебя обиделись пчелы? — спросил Гномик.
Мишка молчал, потому что ему было стыдно. Он же от природы был немного ленив и не ухаживал за их домиками и полянкой вокруг них. И постепенно с полянки исчезли яркие и ароматные цветы, остались только ветки, которые превратились в настоящий бурелом.
Пожурили друзья лентяя Мишку. Гномик с Мишкой отправились разбирать ветки и мусор, а Мышка достала из своей корзинки семена волшебных, самых прекрасных и ароматных цветов и сеяла их на освободившейся земле. Тучка с Солнышком тоже не сидели без дела: аккуратные капельки с теплыми лучиками творят самые настоящие чудеса. К вечеру вся полянка благоухала дивными волшебными цветами.
Пчелки простили своего Мишку, и самая главная из них принесла в подарок друзьям ароматного меду. Мышка очень гордилась, что взяла с собой корзиночку, в которой хватило места для таких славных подарков.
Друзья остались на ночь в гостях у Мишки. А на утро решили, что слишком длинное путешествие у них получилось и пора возвращаться домой, к Домику Номер Шесть, чтобы он не расстраивался из-за такой долгой разлуки».
Подумайте только! Мишка был печальный, потому что на него обиделись пчелы. Ну как тут не растрогаться? Не пожалеть и пчел, и Мишку и всех обитателей страны мультяшной нежности.
Кажется, Андерсон сказал, что сказки творить легко, если ты хоть немного Волшебник. Светлана Добычина немного Волшебница, во всяком случае, от внимательного читателя не скроется таинство волшебства, которое автор скрывает. В стихах иногда проскальзывают волшебные инструменты, из которых вяжутся сказочные узоры.
«Листьями льется,
Ветрами колышит.
Травы-муравы
В спину мне дышат.
Знаки, сигналы,
Образы, тени.
Соткана Явь
Из сновидений.
Спуски, подъемы,
Пещеры, туннели.
Сгустки энергий
Звуки свирели.
Босыми ногами
По пояс искры.
Током по венам
Ясные мысли.
Замри на пару минут,
Для того, чтобы сердце дышало.
Это в плотном кругу так немало
Ты и я. Небесами. Крылами.
( Светлана Добычина «Путешествия между мирами»)
Я знаю о том, что сказки Светланы уже начинают жить своей особенной жизнью, превращаясь из обычного сборника в ЖИВЫЕ беседы с детками, уже пишут авторам новые сказки самые маленькие собеседники. Уже творятся новые миры.
Справка: Светлана Добычина, кандидат педагогических наук, член Международной Педагогической Академии, член Союза Писателей России, Лауреат Литературной премии им. Сергея Есенина «Русь моя», публиковалась в различных сборниках прозы и поэзии под эгидой СПР, номинант на Национальную премию Поэт Года 2016 и Писатель Года 2018.
Оригиналы статей:
http://novlit.ru/yri1965/страна-мультяшной-нежности-о-сказках/
https://ruizdat.ru/list.php?g=26&link=10036
https://litnet.com/ru/book/strana-multyashnoi-nezhnosti-o-skazkah-svetlany-dobychinoi-b71076